Юрий Кузовков, Трилогия Неизвестная история

    СПИСОК ТЕМ:
  1. Строительство флота Петром I
  2. Реформа армии при Петре I
  3. Реформы Петра I в промышленности и торговле
  4. Социальные реформы Петра I, введение полицейского режима
  5. Реформы Петра I в отношении крестьян
  6. Реформы Петра I в отношении дворян
  7. Реформа церкви – вероисповедная политика
  8. Финансовая реформа Петра I
  9. Административные реформы и «бюрократическая революция»
  10. Реформа самодержавия
  11. Петр I и культура
  12. Общая оценка реформ
  13. Личность Петра I
  14. Историческая цензура кас. Петра I и его реформ

Случайная иллюстрация
из Трилогии


Случайная иллюстрация из трилогии
 

Диалог
Дискуссии

Реформы Петра I (петровские реформы). Неизвестная история

Внимание! Желающие принять участие в дискуссии могут выбрать любую из тем и писать свое мнение, вопрос или добавление в специальном окне в конце страницы. Регистрироваться не обязательно, нужно лишь набрать код для защиты от спам-роботов. Просьба отнестись с пониманием к тому, что Ваши записи могут подвергаться "модерации". Приветствуется открытость - указание своей фамилии, имени и отчества или имени с адресом электронной почты. Эта личная информация хранится у администратора сайта, а на сайте публикуются только имена участников дискуссии.

ТЕМА:

Строительство флота Петром I

Смотри также раздел "Реформа флота"
в статье "Реформы Петра I"
 

Балтийский флот

 

«Корабли были весьма разнотипны, строились из сырого леса (и потому оказались недолговечны), плохо маневрировали, экипажи были слабо подготовлены» (Анисимов, с. 119).

Созданный по голландскому образцу флот Петра был построен с нарушениями технологии и быстро сгнил (Покровский, т. 3, с. 200).

На конечном этапе войны Петр, не удовлетворяясь собственными кораблями, купил много уже готовых кораблей у соседей России за наличные деньги (Павленко, с. 515).

 

О недостатках флота в учебниках не говорится, равно как и о покупке Петром I готовых кораблей в Западной Европе

«На русских верфях… строили мощные 52 и даже 60-пушечные корабли… российский царь наращивал численность и мощных линейных кораблей, и шхерного флота» (Милов, с. 86-87).

К моменту окончания Северной войны «Россия имела на Балтике 29 линейных кораблей, 6 фрегатов, 208 галер и другие суда. И после войны, постоянно наращивая численность кораблей, Россия имела на Балтике самый мощный флот» (Милов, с. 87).

«… каждый год с Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге спускали все новые и новые боевые корабли… К лету 1714 г. на воду было уже спущено несколько многопушечных фрегатов, но основной флот был галерный, насчитывавший 200 кораблей» (Сахаров, с. 566)

Целесообразность такого большого флота


Морские корабли в таком количестве были России не только не под силу, но были ей попросту не нужны, «послепетровский флот гнил просто по своей ненужности» (Солоневич, с. 470)

Вопрос о целесообразности строительства/покупки такого большого флота учебниками не затрагивается

Азовский флот


«…корабли строили из непросушенного леса. На верфях отсутствовали крытые эллинги, и сооружавшиеся корабли подвергались воздействию непогоды… Невысокое качество флота объяснялось не только качеством используемого леса, но и, видимо, невысокой квалификацией некоторых мастеров-иноземцев… В итоге многие корабли оказались непрочными или недостаточно устойчивыми на воде». Также были нарушены пропорции кораблей (Павленко, с. 134).

После мирного соглашения, заключенного с Турцией в 1713 г., азовский флот перестал существовать.

О недостатках флота в учебниках почти ничего нет, о его дальнейшей судьбе упоминается лишь в некоторых учебниках

«Путем огромного напряжения сил всей страны в конце 90-х гг. XVII в. был создан внушительный Азовский флот» (Милов, с. 86)

«… корабли получались плохого качества, что еще больше распаляло царя…. Но Петр шел вперед, круша и сметая все на своем пути. В конце концов на Юге дело было доведено до конца» (Сахаров, с. 547)

«После Прутского поражения Азовский флот и таганрогская крепость были ликвидированы» (Сахаров, с. 586)

 

Каспийский флот


Петр уничтожил русский торговый флот на Каспии – каспийские бусы - которые были объявлены «староманирными судами», непригодными для плавания (Буровский, с. 335-336)

Новый каспийский флот Петра «вышел не лучше балтийского», из-за чего каспийский поход 1722-1723 гг. преследовали неудачи (Покровский, т. 3, с. 201-202).

Во время начавшегося Каспийского похода «из-за недостатка времени суда было велено “достраивать дорогою”» (Павленко, с. 605)

Новые суда каспийской флотилии дали течь, испортилась перевозимая в них мука, войска в походе остались без продовольствия, что заставило Петра I прекратить Каспийский поход и срочно возвращаться домой (Павленко, с. 606)

Учебники противоречат выводам историков в специальных научных трудах

 

«Создание Каспийского флота произошло уже в 20-е гг. XVIII в. До этого времени в Астрахани строились, главным образом, традиционные струги и бусы. К началу Каспийского похода 1722-1723 гг. у России было около 300 судов. И это сделало возможным овладение всем западным и отчасти южным побережьем Каспийского моря» (Милов, с. 87).

 

«К 20-м гг. XVIII в. воды Каспийского моря также бороздили около 300 военных судов. Это была грозная сила» (Сахаров, с. 586)

Общая оценка строительства флота


Петр I уничтожил русский флот ледового класса в Белом море (поморские кочи), которые якобы имели «неправильные обводы», и русский торговый флот на Каспии – каспийские бусы (Буровский, с. 335-336; Анисимов, с. 285-286).

А новый флот, созданный Петром, повсюду оказался низкого качества и перестал существовать вскоре после его смерти (Анисимов, с. 119, Павленко, с. 134, 605, Покровский, с. 200-202).

Петр «на самом деле не создал, а уничтожил флот, а то, что создал – сгнило очень быстро» (Буровский, с. 387)

Учебники противоречат выводам историков в специальных научных трудах, сильно преувеличивая вклад Петра в создание флота

 

«Великий преобразователь сделал гигантский вклад в создание могучей России, обладающей сильной армией и флотом» (Милов, с. 124)

 



Оставить свой комментарий
Представтесь войти на сайт
Сообщение
Защита от
спам-роботов

Введите цифровой код, указанный на картинке, в поле под ней
<<< Перейти к предыдущей теме | Перейти к следующей теме >>>
   
Яндекс-цитирование