Юрий Кузовков, Трилогия Неизвестная история

 

Случайная иллюстрация
из Трилогии


Случайная иллюстрация из трилогии
 

Публицистика
В какой системе мы живем

Москва избавляется от наследия Лужкова – транспортного коллапса – и превращается в цивилизованный город

 

Пробки уже не те. Как мы передвигались по Москве до 2010 г. и как сегодня?

"Аргументы и Факты" № 39 23/09/2015

Человеку свойственно привыкать к хорошему. Если сейчас, в сентябре 2015-го, вы ещё ругаете московский транспорт, значит, забыли, каким он был всего лишь пять лет назад.


Улица Крымский вал в Москве. © / Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Факты
Ситуация на дорогах стала лучше, считают 55% москвичей, столичным транспортом довольны 70%. (опрос «Активного гражданина».)

Забыли пробки, в которых глохли машины, потому что вскипали или выжигали весь бензин, - и предновогодние, и дачные пятничные, и воскресные «снова в город» заторы могли затянуться на полдня. Забыли маршрутки, в которые страшно было забраться, водители которых отказывали бабушкам и дедушкам: «Бэсплатно пешком иди!» А пробки 10 баллов по «Яндексу», когда «город стоит, лучше ехать на метро»? Да и на метро нельзя ещё было добраться ни до Зябликово и Шипиловской, ни до Новокосино и Алма-Атинской. Вспомнили? Тогда давайте по существу: посмотрим, как изменилась инфраструктура дорог и перевозок за последнюю пятилетку.

Своя полоса

То, что мэр российской столицы Сергей Собянин и правительство мегаполиса системно развивают сервис и качество общественного транспорта, очевидно. Кто в 2009-2010 гг. встречал хотя бы один низкопольный автобус в Москве, чтобы в него мог забраться инвалид, мама с коляской или просто пожилой человек с палочкой, а молодой со сломанной ногой? Серьёзно - 5 лет назад как бы само собой предполагалось, что все эти люди должны сидеть дома, ездить на такси или ходить пешком. Да-да, пешком!.. А сегодня 98 из 100 автобусов, троллейбусов и трамваев имеют удобную низкую ступень или опускающуюся площадку.

За прошедшие пять лет пассажиры общественного транспорта получили свои собственные полосы. Теперь только попробуй, лихой водитель, подрежь автобус! Выедешь на «выделенку» - тебя тут же сфотографирует камера или остановит инспектор. Да, общественный транспорт стал за эти годы куда удобнее: он везёт 55 минут там, где автомобиль довёз бы за час. Это в среднем. В часы пик - много быстрее. Кстати, только за последние полгода московский наземный транспорт перевёз 1,1 млрд пассажиров, из них по выделенным полосам - 200 млн человек.

Говоря об удобстве, невозможно не вспомнить возрождённые из пепла нулевых годов ночные маршруты. Когда-то в 2004-м в столице ввели 5 ночных маршрутов (они возили пассажиров с часу ночи до половины шестого утра) в качестве эксперимента, но постепенно закрывали один за другим, и к 2007 г. избавились от всех. Невыгодным оказалось дело! А сегодня в столице работают 11 маршрутов с литерой «Н» (ночной), причём три из них добавили в этом году, в том числе по Садовому кольцу и от «Юго-Западной» до аэропорта «Шереметьево».

В 2007-м ночные маршруты в Москве закрыли. Зато сегодня их 11!
Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Льготы - в маршрутки!

Приятнее стало и на остановках. Информационные табло сообщают, когда ждать нужного транспорта, а бесплатный Wi-Fi помогает скоротать это время с пользой. Сегодня таких продвинутых павильонов около 320, но к концу года станет 700. А если вы хотите заглянуть ещё на несколько лет вперёд, то не поленитесь, съездите к Театру кукол им. Образцова на Садовое. Там установлен пилотный павильон нового типа: конструкция надёжнее защищает от ветра и дождя, безопасность обеспечивают современное освещение и камеры видеонаблюдения. На остановке есть USB-порт для зарядки телефона, новые карты и схемы и, конечно, электронное инфотабло с трансляцией реального времени прибытия транспорта.


Остановку будущего можно найти у Театра кукол им. Образцова.
Фото: АиФ/ Валерий Христофоров

Наконец-то мы забудем и о маршрутках, к которым москвичи добавляли приставку «шахид». Частный транспорт, который раньше и общественным-то не считался, жил своей жизнью и прокладывал собственные маршруты, нечасто совпадавшие с городскими, начнёт работать по общим со всей системой городского транспорта стандартам. Изменения уже коснулись нескольких маршрутов, а для остальных вступят в силу со следующего года.

Устаревшие и не отвечающие требованиям безопасности маршрутки заменят современными микроавтобусами с климат-контролем и приспособлениями для маломобильных граждан. Проезд во всех из них станет дешевле и будет соответствовать городскому тарифу. 35 рублей «частнику» превратятся в 14-29 рублей при использовании карты трамвай-автобус-троллейбус (ТАТ). Плату с пассажиров, следующих с пересадкой по билету «90 минут», вообще не возьмут, также расплатиться можно будет «Тройкой» и «Единым». Кроме того, льготы станут распространяться на все категории граждан, которым они положены.

Привет, трамвай!

И потенциал для развития общественного транспорта есть - возрождение трамвая. Во французской столице, например, это начали делать в конце 1990-х гг. В российской столице тем временем судорожно демонтировали пути. И к 2010 г. протяжённость маршрутов этого исторического московского транспорта сократилась драматически: город потерял порядка 280 км путей. Теперь их стали возвращать, разрабатывая новые маршруты и закупая современный подвижной состав. Увы, несколько медленнее, чем этого хотелось бы москвичам. Но уже готовы предварительные проекты по строительству и продлению трамвайных путей вдоль шоссе Энтузиастов, восстановлению путей по проспекту Мира, в посёлке Северный и районе Лианозово. Если бы не кризис, город мог бы восстанавливать и строить до 60 км путей в год.

Крутите педали!

Помню, как в 2009-м я купила себе велосипед и воспользовалась им дважды: Москва в те времена совсем не была приспособлена для этого экологического транспорта, который сегодня уже причислен к общественному. «Велосипедизация» столицы развивается просто стремительно. За летний сезон по сравнению с 2013 г. почти в 4 раза увеличилось количество станций велопроката - с 79 до 269. Сегодня места, где можно ненадолго одолжить двухколёсного друга, появились не только в центре, но и на юго-западе, западе и северо-востоке столицы.

Подземная жизнь

С 2011 г. в столице открыли 15 станций метрополитена, к концу года цифра ещё вырастет. К ноябрю планируют сдать «Петровско-Разумовскую» Люблинско-Дмитровской линии, на ней же достраивают «Бутырскую» и «Фонвизинскую». К декабрю будет готова станция «Технопарк» Замоскворецкой линии. В завершающей стадии «Саларьево» и «Румянцево» Сокольнической линии.

В следующем году должен заработать Третий пересадочный контур (так метростроители называют вторую кольцевую линию столичной подземки). Откроются станции «Деловой центр», «Петровский парк», «Ходынское поле», «Хорошёвская», «Шелепиха». Ещё появятся «Ховрино» на Замоскворецкой линии, 7 станций Калининско-Солнцевской линии, 3 - Люблинско-Дмитровской. Но что не менее важно: принципиально изменился подход безопасности в метро. Если раньше пути метрополитена проверяли три разных, не связанных друг с другом подразделения, то сегодня работает Единый центр диагностики и мониторинга устройств путевого хозяйства.


Станции «Жулебино» москвичи ждали 20 лет. И дождались в 2013-м.
Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Пробки уже не те

В 2010-м аналитическая группа компании «Яндекс» так описывала дорожную ситуацию: «Если выстроить на одной дороге все машины, которые в 9 утра среднего рабочего дня стояли в пробках, её длина составит 980 км - это протяжённость трассы от Москвы до Киева». В 2009-2010 гг. пробки 10 баллов радовали автомобилистов минимум два вечера в неделю, а сегодня 8 баллов - это максимум в часы пик, и случается значительно реже. Ситуация на дорогах улучшается благодаря появлению новых эстакад, расширению главных магистралей, видеоконтролю за соблюдением Правил дорожного движения. Во всём городе интенсивность движения выросла на 12%, на ведущих из города магистралях - на 8%, на МКАД - на 15%. По итогам 2014 г. загруженность дорог в столице, по данным навигационной системы TomTom, снизилась на 25%.

Дороги по-прежнему нужны городу: в 2010 г. построено 28 км, в 2011-м - 57 км, в 2012-м - 60 км, в 2013-м - 74, в 2014-м - 90. В 2015 г. к июлю открыто 18,5 км дорог, всего до конца года запланировали ввести 90 км.

За последние пять лет построили 109 искусственных сооружений, в том числе 76 эстакад! Реконструированы 5 вылетных магистралей (Балаклавский просп., Ленинградское, Варшавское, Каширское и Ярославское ш.), 6 транспортных развязок на МКАД, в том числе 5 «клеверных» - Бусиновская; на пересечении с Ленинградским ш.; с Волгоградским просп.; с Мичуринским просп. и с ул. Подольских Курсантов - и 1 развязка на пересечении со Звенигородским ш. (просп. Маршала Жукова).

Источник: www.aif.ru

   
Яндекс-цитирование