Юрий Кузовков, Трилогия Неизвестная история

 

Случайная иллюстрация
из Трилогии


Случайная иллюстрация из трилогии
 

Публицистика
В какой системе мы живем

В антисистеме, заставляющей людей терять человеческий облик

 

Почему в России трудно быть человеком

Газета Ведомости, 13.09.2010
Максим Трудолюбов

Кондиционеры в пять раз дороже, вентиляторы - в три, защитные маски в метро - в 10 раз дороже прежней цены, появление шлагбаумов и "входной платы" на озера и реки, продажа мест в пансионатах втридорога - все это примеры вполне понятной предприимчивости и желания не упустить прибыли в момент национального бедствия.

Кто сказал, что россиянам не достает деловой смекалки?

Со смекалкой все хорошо. Не хватает чего-то другого, того, что уравновешивает первобытную жадность. Например, конкуренции со стороны предпринимателей, умеющих держать себя в руках, думающих больше, чем на неделю вперед. Или наказаний государства за монопольное завышение цен. Или добровольческой активности граждан и благотворительности нежадных бизнесменов. Или ангелов, которые объяснят всем нам, как дорог каждый миг этой короткой земной жизни.

Не знаю, что может сделать антимонопольное ведомство. На ангелов тоже лучше не рассчитывать. Их появление непредсказуемо и далеко не всем видимо. Остаются все граждане в совокупности. Но каждому отдельному гражданину, мне например, не хочется чувствовать себя дураком с чистой шеей. Мне спокойнее, когда окружающие люди, вся среда вокруг поощряет меня к тому, чтобы быть человеком.

Почему мне - а может быть, не только мне - трудно быть в полной мере человеком в нашем обществе? Сама по себе жадность конкретных людей, которая естественна, как любой инстинкт, не может мешать развитию гуманного общества. В конце концов жадность сыграла важнейшую роль в эволюции человека - без нее человек не выжил бы в условиях борьбы за еду, которой всегда не хватало на всех. О гуманизации общества свидетельствуют механизмы сдерживания инстинктов, вырабатываемые собранием людей, у которых есть не только их индивидуальные потребности, но и общие цели. Личные потребности в воздухе, питье, еде и материальном благополучии вполне могут уравновешиваться общей целью - поддержанием гуманного отношения друг к другу, особенно к слабым, юным и старшим. Инстинкты - свойства отдельного существа, законы и правила - результат деятельности общества. Жадность нужна для выживания отдельного существа, щедрость - для выживания общества.

Кто-то всегда делает первый человеческий шаг, и таких людей много. Но не они сейчас определяют климат, всю деловую и бытовую культуру последних лет, скроенную под себя теми первобытными людьми, которые называют себя "политическим классом".

Эта культура наказывает проявления человечности и даже простой человеческой инициативы. Эта культура, в которой бизнесмен знает - нужно не высовываться, нужно прятать деньги, пока не позвонили от губернатора и не отняли на "социальную ответственность". Здесь маленький региональный вождь повторяет слова из телевизора про добровольцев, сам боится их как огня и зачищает пространство от любых живых существ к приезду вождя постарше. Эта культура стимулирует безразличие и жадность в тех, кто не хотел бы быть безразличным и жадным и помогает зарабатывать тем, кто не способен ограничивать свои инстинкты. Все это сопровождается телевизионными передачами о насилии и жадности.

Сторонники этой культуры - антикультуры - сознательно поощряют дегуманизацию общества, возвращение к состоянию первобытного "до-общества". Чем дольше будет продолжаться господство антикультуры, тем глубже мы деградируем как общество (что не отменяет индивидуальных успехов). Успокаивает то, что есть много людей морально и интеллектуально более зрелых, чем те, которые составляют "политический класс", а значит, политика деградации не вечна.

   
Яндекс-цитирование