Юрий Кузовков, Трилогия Неизвестная история

 

Случайная иллюстрация
из Трилогии


Случайная иллюстрация из трилогии
 

Публицистика
Стратегия развития России

«Метания» правительства демонстрируют отсутствие стратегии перед лицом кризиса

 

Стагнация экономики вызвана управленческим кризисом

Государству уже не надо даже делать вид, что доверие для него что-нибудь значит

«Ведомости» 02.10.2013

Ольга Кувшинова


Фото: Д. Абрамов/Ведомости

В 2014 г. накопительная часть пенсии будет «временно демонтирована». 244 млрд руб. накоплений граждан — такова оценка годового объема накопительных взносов — под предлогом необходимости «санации» НПФ подлежат фактической конфискации в бюджет.

Решение возникло уже после завершения подготовки бюджета настолько стихийно и кулуарно, что оказалось полной неожиданностью даже для большинства профильных чиновников. Когда мы узнали об этой инициативе социального блока правительства от одного источника и стали спрашивать у других, чтобы подтвердить информацию, нам некоторые просто не верили: собеседники сначала не понимали, о чем речь, а поняв, считали, что это какая-то провокация или бред — уж слишком непорядочной и наглой казалась выходка.

Решение полностью игнорирует тот факт, что пенсионная система — это предмет общественного договора, что накопительная часть — уже сложившийся институт. Из 50 млн людей моложе 1967 года рождения, т. е. имеющих пополняемый накопительный счет, 25 млн перевели накопления в НПФ: половина активных участников накопительной системы — это очень большая пропорция даже по меркам европейских стран. 10 лет у людей формировали ответственность за размер будущей пенсии и распоряжение своим пенсионным капиталом — эти люди приняли предложенные правила. Они, безусловно, далеки от идеальных и требовали улучшения, но даже плохие правила лучше беспредела. В пенсионной сфере важна предсказуемость — правила устанавливаются как минимум на срок трудовой жизни одного поколения. Но если государство вдруг захочет поменять правила в среду вечером, то почему бы и не поменять. В конце концов, оно уже столько раз это делало — можно и не притворяться, что доверие для него что-нибудь значит.

Правительство больше не пытается делать вид, что у него есть сколь-нибудь ясная стратегия, выходящая за пределы одного года. Доходы бюджета 2015-2016 гг. надуты почти на 2 трлн руб. — но надо дожить, а там видно будет. Что будет в 2015 г. с не прошедшими «санацию» НПФ, с деньгами их вкладчиков, какой конкретно механизм дальнейших действий — к черту подробности. Перевод прав по накопительным взносам в страховую часть в 2014 г. ведет к росту обязательств бюджета: эту «добавку» придется не разово, а ежегодно индексировать вкупе со всей страховой частью. Сколько это будет стоить, никто не считал, это отложенная проблема.

За этим решением не просматривается ни логики, ни экономической целесообразности. Но оно не выбивается из общего хаоса — удвоения и последующего снижения страховых взносов для предпринимателей, заморозки и последующей разморозки тарифов, решения тратить ФНБ на инфраструктуру и не тратить. Спустя полгода стагнации экономики правительство признаёт, что не знает, что с этим делать: при цене нефти в $110/барр. страна движется к рецессии, обусловленной сугубо внутренними причинами — управленческим кризисом.

Источник: www.vedomosti.ru/opinion/news/17001971/244-mlrd-rub

   
Яндекс-цитирование