Юрий Кузовков, Трилогия Неизвестная история

 

Случайная иллюстрация
из Трилогии


Случайная иллюстрация из трилогии
 

Публицистика
Исторические мифы

Статья, в которой рассматривается созданный украинскими историками миф о "древних украх" и его новые трансформации

 

Мифы "Незалежной" и историческая правда.
Часть I. Кто имеет право зваться Русью ?

Термин "Русская земля" в X-XII веках имел два значения. Одно - узкое, применительно к центру Русской равнины. Другое - широкое, обозначавшее все княжества Рюриковичей, населённые одной древнерусской народностью, говорившей на одном языке - прародителе русского, украинского и белорусского языков."Свидомиты" вновь вспомнили про Мосоха ?

Термин "Русская земля" в X-XII веках имел два значения. Одно - узкое, применительно к центру Русской равнины. Другое - широкое, обозначавшее все княжества Рюриковичей, населённые одной древнерусской народностью, говорившей на одном языке - прародителе русского, украинского и белорусского языков.

Похоже, "свидомых" украинских историков стали меньше привлекать мифы про "древних укров", "Трипольскую культуру - прародительницу цивилизации и украинского народа" и тому подобные. Они решили встать на более твёрдую почву, продолжая, конечно, по-своему извращать исторические факты, но как-то более наукообразно по форме. Ведь ложь, чтобы в неё поверили, должна заключать в себе хоть какую-то крупицу правды.

Такой крупицей правды является тот исторический факт, что в X-XII вв. понятие "Русская земля" чаще всего применялось к территории по среднему течению Днепра, рекам Десна и Сейм. После распада Киевской Руси (начало XII века) там располагались земли Киевского, Переяславского, Черниговского и Новгород-Северского княжеств. Сейчас это территории Киевской, Черниговской, Сумской, частично Полтавской областей Украины, Курской и Брянской областей России.

На данный факт обращали внимание ещё историки XIX столетия (в частности, Д. И. Иловайский). Особенно много свидетельств этому привёл уже в ХХ веке академик Б. А. Рыбаков. По его мнению, это было связано с исконным обитанием именно на этих землях древнего племени Русь (не имевшего никакого отношения к пришлым варягам), давшего название Русской земле и Русскому государству.

Сейчас "свидомиты" пытаются использовать этот факт для обоснования того, будто в XI-XII вв. Русью, Русской землёй называлась только эта территория. И для "доказательства", что Великороссия, "Московия" не имеет к исторической Древней Руси никакого отношения. Некто А. Палий, автор статьи "Спор Руси с Москвой закончится победой Украины" (на украинском языке), опубликованной в "Украинской Правде" 6 февраля 2007 года, так и утверждает: "История России имеет такое отношение к истории Руси, как, скажем, история Анголы и Мозамбика к истории Португалии".

В принципе, эта "концепция" не нова. Ещё в XVII столетии предшественники современных "свидомитов" из Киевской академии сочиняли сказки о том, будто Москва была основана библейским Мосохом, сыном Яфета. Впрочем, тогдашние киевские "учёные" были всего лишь компиляторами своих польских учителей. Ибо первым легенду о связи Москвы с Мосохом придумал польский историк XVI века Стрыйковский. Как мы увидим потом, другой исторический миф "незалежной" о Великороссии также имеет польское происхождение.

Два значения слова Русь

"Свидомый" Палий пишет в упомянутой статье, будто "во времена СССР упрямо замалчивался элементарный факт, что во времена Киевской Руси Русь - это исключительно территория Центральной Украины". Это, конечно, ложь. Никогда не замалчивался тот факт, что имелось узкое географическое понятие Руси, обнимавшее, кстати, не только Центральную Украину, но и, как мы уже указывали выше, часть областей современной РФ. Свидетельства такого рода были в достаточном количестве собраны Б. А. Рыбаковым, и автор упомянутой статьи в "Украинской Правде" не ходил далеко за аргументами, не читал древнерусских летописей сам, а просто открыл неоднократно переиздававшийся в советское время (!) труд Рыбакова "Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв." и взял оттуда нужные цитаты.

Ну так что же, действительно Русь в те времена имела только такую ограниченную территориальную привязку ? Конечно, нет. Тот же академик Рыбаков убедительно показал, что, наряду с использованием термина Русь, Русская земля в узком смысле этого слова, эти же слова имели и расширительное применение - ко всем государствам (ибо русские княжества того времени - независимые государства), где правили князья из одного дома Рюриковичей и где имелось население, говорившее на любом из тогдашних восточно-славянских диалектов, или наречий древнерусского языка.

За доказательствами далеко ходить не надо. Достаточно взять хотя бы такой знаменитый памятник древнерусской словесности, как "Слово о полку Игореве", сложенный вскоре после неудачного похода новгород-северского князя Игоря на половцев в 1185 году. Делая обзор политического состояния русских земель, давая характеристику князьям, автор "Слова" мысленно переносится и в Полоцк, и в Суздаль. Для него нет сомнений, что всё это - территория одного народа, части одной страны.

Ещё более яркое доказательство представляет собой "Слово о погибели Русской земли", встречающееся в некоторых летописях как своеобразное предисловие к описанию жизни и деяний святого благоверного князя Александра Невского. По мнению большинства исследователей, оно связано с житием князя только в рукописной традиции, но изначально представляло собой самостоятельное произведение, написанное, вероятно, по свежим впечатлениям после нашествия на Русь полчищ Батыя и лишь много лет спустя присоединённое переписчиками к биографии Александра Невского как подходящее вступление.

"О светло-светлая и украсно-украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси ... Всего еси исполнена земля Русская, о правоверная вера христианская!", - начинается это повествование. А дальше даётся описание географических пределов Русской земли: "До угор и до ляхов, до чахов, от чахов до ятвязи и от ятвязи до литвы, до немец, от немец до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймици погани, и за Дышючим морем, от моря до болгар, от болгар до буртас, от буртас до чермис, от чермис до моръдви". То есть соседними с Русью народами в начале XIII века признавались венгры, чехи, поляки, ятвяги (родственное литовцам племя в нынешней Западной Белоруссии), литовцы, немцы (очевидно, Тевтонский орден в Прибалтике), карелы. Далее пределы Русской земли упирались в Ледовитый океан (Дышючее море), а от моря шли к городу Устюгу (ныне Великий Устюг), где по соседству жило (видимо финское) языческое племя тойма.

Далее на юг Русь граничила с землями волжско-камских болгар, буртасов (племя спорной этнической принадлежности в Среднем Поволжье), черемисов или марийцев, мордвы. Дальше к югу автор не называет соседствующих с Русью народностей, вероятно потому, что они (половцы, а с известного времени татары) и так были хорошо известны его современникам.

Итак, в "Слове о погибели Русской земли" мы встречаемся с широким географическим толкованием понятия Руси. И совершенно очевидно, что оно было не меньше распространено, чем узкое толкование, со временем постепенно полностью вытесняя последнее.

Русский каганат незапамятной древности - ядро Русской земли

Совершенно очевидно, что все земли дома Рюриковичей были населены одним народом, говорившим на родственно близких диалектах одного древнерусского языка. Конечно, ситуация была не такой схематичной, как это изображалось историками в XIX веке. За столетия было несколько волн славянской колонизации Восточно-Европейской равнины. Некоторые волны надолго отрывались от основного славянского массива. Так, в IV веке в Среднем Поволжье возникла именьковская культура славянских переселенцев, просуществовавшая в изоляции четыре столетия. Славяне на землях будущего Ростово-Суздальского княжества появились не во времена Киевской Руси, а намного раньше - в V веке. Академик В. В. Седов на основании многих культурных артефактов считал известное по летописям племя меря, населявшее современные Ярославскую, Ивановскую и Владимирскую области, полностью ославянившимся к концу IX века.

Тот же академик Седов в работе "Древнерусская народность" доказал существование в конце VIII - начале IX вв. Русского каганата, предшествовавшего Киевской Руси и известного из зарубежных письменных источников (кстати, до середины XI века киевские великие князья, в том числе Владимир Великий и Ярослав Мудрый, носили титул каганов). Он же убедительно связал Русский каганат с волынцевской археологической культурой и уверенно локализовал это раннее государственное образование на карте. Русь того времени включала в себя земли от Среднего Днепра на юго-западе до Верхней и Средней Оки на северо-востоке, от Сожа и Угры на северо-западе до верхних течений Дона и Северского Донца включительно на юго-востоке. На современной карте это территории Черниговской и Сумской, частично также Киевской, Черкасской, Полтавской и Харьковской областей Украины, Белгородской, Курской, Орловской, Брянской, Калужской, Тульской, частично Рязанской, Липецкой и Воронежской областей России.

Это - самый центр равнины, носящей имя Русской. Нас не должно удивлять, что и столетия спустя название Русская земля применялось, главным образом, именно к этой ядровой территории Русского этноса и государства. Но это не отменяет принадлежности к Руси более позднего времени всех земель, населённых близко родственными между собой восточно-славянскими племенами.

Ярослав Бутаков

Источник: http://www.win.ru/Mysteries-of-History/4012.phtml

   
Яндекс-цитирование