Юрий Кузовков, Трилогия Неизвестная история

 

Случайная иллюстрация
из Трилогии


Случайная иллюстрация из трилогии
 

Публицистика
Современная коррупция в России

Каковы основные каналы разворовывания России

 

Как воруют по закону?

Доктор экономических наук, профессор рассказывает о толлинге, лизинге, оффшорах, обналичке и других "чёрных дырах" в бюджете России

"Аргументы и Факты" № 17, 25.04.2012

Никита Кричевский


Коллаж: AIF.RU

По независимым экспертным оценкам, в "нулевые" годы через офшоры из страны было выведено около 500 млрд долл. Кстати, такие зоны в своё время организовали и в России (Алтай, Калмыкия, Чукотка). Но масштабы ухода от налогов там были столь велики, что через несколько лет их прикрыли. Теперь пора залатать и зарубежные лазейки. Ими пользуются компании, работающие даже в таких инфраструктурных и стратегических отраслях экономики, как нефтяная промышленность и металлургия.

На островах

Чтобы в этом убедиться, достаточно изучить списки собственников "большой четвёрки" российских нефтяных компаний. "Роснефть" на 75,2% принадлежит стопроцентно государственному "Роснефтегазу", а "Газпромнефть" - на 90% государственному же "Газпрому". Но вот среди владельцев "ЛУКОЙЛа" - кипрская фирма "Lukoil Investments Cyprus Ltd" (9,0% уставного капитала), которая, в свою очередь, на 99,9% принадлежит офшору с Британских Виргинских островов "Lukoil International Invest (BVI) Ltd". Да что там: "ТНК-ВР Холдинг", в который входит множество компаний, почти полностью - на 94,7% - в собственности кипрской конторки "Novy Investments Limited".

Через офшоры нефтяники прокачивают львиную долю экспортной выручки, в них аккумулируют значительную часть прибыли.

В отличие от нефтегазового сектора российская металлургия почти полностью приватизирована. Холдинг "Металлоинвест", который занимается добычей полезных ископаемых и выпуском продукции чёрной металлургии, под данным за 2010 г., оформлен на целые три кипрские фирмы: "Gallagher Holdings Limited" (50%), "Seropaem Holdings Limited" (30%) и "Coalco Metals Limited" (20%). Между тем владелец "Металлоинвеста" Алишер Усманов в последнем рейтинге журнала "Форбс" получил титул самого богатого бизнесмена России. Его состояние оценивается в 18,1 млрд долл.

Но всех переплюнул Олег Дерипаска. Подмяв под себя всю алюминиевую промышленность страны, он не забыл оформить собственность на компанию "Русал" с офшорного острова Джерси. О том, насколько эффективно "офшорно-частное партнёрство", говорят итоги деятельности "Русала" за 2011 год. При общемировом росте производства алюминия на 8%, а потребления металла на 10% прирост на заводах "Русала" более чем скромный - 1%. Зато в 2010 г. благодаря офшорной юрисдикции эффективная (реально уплаченная) ставка по налогу на прибыль компании составила всего 4,8% (при стандартной ставке в России в 20%). Выходит, за прошлый год при прочих неизменных обстоятельствах "Русал" выплатит в бюджет всего 29,3 млн долл. налога на прибыль. Был бы российским - заплатил бы 122 миллиона.

Знают ли обо всём этом в правительстве? Конечно знают, ведь приведённая информация публичная. Так почему же власти из год в год проигрывают борьбу с офшорами? Думается, главная причина в том, что в числе собственников офшоров есть имена многих российских чиновников и их родных.

В петле обналички

Но не офшорами едиными жив казнокрад. Ещё одна напасть для бюджета - обналичка. Так называется перевод средств по фиктивным договорам фирмам-однодневкам с дальнейшим получением неучтённой наличности. Плата за эти "финансовые операции" невелика - в среднем 5% (для бюджетных средств - до 10%), а потому выгода для всех участников очевидна. Ведь, если бы деньги на зарплату и другие выплаты были легальными, коммерсантам пришлось бы платить 13% подоходного налога и 30% взносов в страховые фонды. А так - всего 5%. Причём однодневками "обнальные" конторы называть некорректно. Сегодня они даже сдают в налоговую балансы. Спасибо коррупции.

Правительство и Центробанк оценивают ежегодный незаконный финансовый оборот в 2 трлн рублей, но в реальности сумма обналиченных средств минимум в два раза больше. Впрочем, если бы только с "официальных" двух триллионов уплачивался один лишь подоходный налог (а эти деньги в основном идут на личное обогащение и взятки чиновникам), казна ежегодно пополнялась бы на 260 млрд рублей.

Монгольский флот

Другая "чёрная дыра" нашей экономики - толлинг. Эта схема позволяет беспошлинно ввозить в Россию сырьё для переработки, а потом так же беспошлинно вывозить сделанную из него готовую продукцию, которая к тому же не облагается НДС и некоторыми другими налогами. При этом зачастую сырьё поставляют в Россию фирмы, за которыми прячутся владельцы наших же заводов. Таким образом, они умудряются производить и продавать за границу товар в обход почти всех налогов.

Толлинг царствует в российской экономике с 1992 г. В те годы предприятия простаивали из-за отсутствия заказов, тысячами увольняли рабочих. И президент Борис Ельцин своим указом одобрил применение этой схемы на Братском алюминиевом заводе. Двадцать лет назад решение было принято от безысходности, хотя и тогда страна терпела от него одни убытки. Но и сегодня, когда многие российские предприятия твёрдо стоят на ногах, толлинг остаётся законным способом ухода от налогов благодаря мощнейшему промышленному лобби в правительстве, состоящему прежде всего из производителей чёрных и цветных металлов.

Чемпионом по толлингу можно считать упомянутый выше "Русал". В 2011 г. 65,4% глинозёма и 60,1% бокситов (основного сырья для производства алюминия) для российских заводов было добыто за границей: в Гвинее, Гайане и на Ямайке. Если учесть, что в 2011 г. Россия экспортировала необработанный алюминий на 7,2 млрд долл., и предположить, что весь экспорт осуществлялся на условиях толлинга (а это допущение недалеко от истины), только по НДС страна недосчиталась почти 1,3 млрд долларов.

Деньги в буквальном смысле улетают из казны ещё и потому, что абсолютное число иностранных самолётов, бороздящих сегодня воздушные просторы России, ввезены в страну на условиях лизинга. При такой аренде имущество остаётся на балансе лизингодателя. А с авиакомпании не взимаются ввозные пошлины на широкофюзеляжные дальнемагистральные самолёты (20%), она не уплачивает НДС (18%) и региональный налог на имущество организаций (до 2,2%). "Экономию" для авиаперевозчиков (и, соответственно, потери для бюджета) поясним на примере нового самолёта Boeing-787 Dreamliner вместимостью до 290 кресел. Каталожная стоимость "Боинга" составляет 227,8 млн долл. Его покупка означает для компании единовременную уплату в бюджет страны таможенной пошлины (20%) в размере 45,6 млн долл., НДС (18%) - 41 млн долл. и налога на имущество (2,2%) - ещё 5 млн долл. Итого 91,6 млн долл. При лизинге их платить не надо.

Стоит ли игра свеч? Вопрос риторический. И не только для авиаперевозчиков, но и для владельцев морских судов, выбирающих "удобный" флаг для регистрации своих посудин. Сегодня более половины некогда российских кораблей зарегистрированы в таких "морских" державах, как Камбоджа, Либерия и даже Монголия. Это позволяет судовладельцам избегать тех же таможенных пошлин, НДС, налога на имущество, многочисленных портовых сборов.

Кстати, об НДС. В России до сих пор принято возвращать этот налог экспортёрам, то есть в карман нашим олигархам, притом что до 80% экспорта - сырьё и продукция его первичной переработки. Так, в 2010 г., по данным казначейства, общая сумма возврата НДС составила без малого 1,3 трлн рублей, или 15,7% всех доходов федерального бюджета. При этом сырьевикам вернули около 1 триллиона. Возврат НДС сырьевым экспортёрам, среди которых множество офшоров, не чем иным, как преступлением перед страной назвать нельзя.

Цена посредника

В наших магазинах до 75% продуктов питания, 80% лекарств, 90% продукции лёгкой промышленности и почти 100% высокотехнологичных изделий импортные. Причём значительная часть поставляемой продукции "прогоняется" крупнейшими российскими импортёрами через собственные фирмы-прокладки (как российские, так и иностранные), в результате чего товар дорожает в разы. Только один пример: в США компьютер-планшетник iPad-2 компании Apple в среднем продаётся по цене 529 долл., а в России - более чем за 1 тыс. долл. Посредники оставляют на своих счетах всю промежуточную прибыль, а бюджет с неё не получает ни гроша. Справиться с армией ворюг-импортёров может только государство - путём введения тотального контроля над импортными операциями.

От редакции. Сможет ли новое правительство прикрыть многочисленные законные и нелегальные способы ухода от налогов? Если сможет, то, по самым скромным подсчётам, казна восполнит ежегодные потери на 3 трлн руб. (!) - о дефиците бюджета, нехватке денег в Пенсионном фонде, отсутствии средств на развитие инфраструктуры можно будет забыть. "АиФ" продолжит следить за этой проблемой. Ждём откликов читателей, экспертов, участников подобных схем.

Источник: www.aif.ru/money/article/51619

   
Яндекс-цитирование