Юрий Кузовков, Трилогия Неизвестная история
 

Иллюстрации к книгам трилогии

<<< Предыдущая   Следующая >>>

  Цитата: Разграбление и разорение Константинополя крестоносцами в 1204 г. были, наверное, самым величайшим грабежом в истории, с которым не может сравниться ни разгром Рима готами и вандалами в V в. н.э., ни разгром какого-либо другого города в более поздней европейской истории, ни взятие самого Константинополя турками в 1453 г. Ведь речь шла о богатейшем городе не только Европы, но и всего мира, куда в течение многих столетий стекались несметные богатства Римской империи и Византии, о городе, находившемся еще в зените своего богатства и великолепия. "Впервые пала гордая, богохранимая столица преемников Константина Великого, - пишет Ф.Успенский, - Твердыня, некогда устоявшая перед полчищами персов и победоносного калифата, была захвачена дружиною в 20 000 человек. Как только рыцари захватили стены, громадное греческое население до 400 000 человек было охвачено паническим страхом, сопротивлялись немногие, без системы ... Рыцарей привлекала неслыханная добыча" ([113] 5, с.3). Византийский историк Никита Хониат писал: "В день взятия города хищники расположились на ночлег повсюду и грабили все, что было внутри домов, не стесняясь с хозяевами, наделяя всех ударами; кого они уговаривали, кому грозили по всякому поводу. Все они получили или сами нашли: часть лежала на виду или была принесена хозяевами, часть разыскали сами латиняне, пощады у них не было никакой, и ничего они не отдавали собственникам обратно ... их начальники сочли за лучшее разрешить желающим уйти из города. Собираясь партиями, жители уходили, одетые в рубище, изнуренные бессонницей и осунувшиеся, видом мертвецы, с налитыми кровью глазами, будто плачущие кровью, а не слезами. Одни горевали о потере имущества, другие уже не удручались этим, но оплакивали похищенную и поруганную девицу-невесту или супругу, каждый шел со своим горем" ([113] 5, с.4-5) (книга 2, глава IV).
Взятие Константинополя крестоносцами. Картина Э.Делакруа
   
Яндекс-цитирование